2015 Годовой отчет

en

Тарифная политика

Основные виды деятельности МРСК Центра регулируются государством путем установления соответствующих тарифов (платы) органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Установление тарифов на услуги по передаче электроэнергии осуществляется в следующей последовательности:

ФАС России
(Федеральная
антимонопольная служба)

Предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги для передачи электроэнергии для ТСО
Тарифы на услуги по передаче электроэнергии для ЕНЭС (услуги ПАО «ФСК ЕЭС»)
РЭКи
(Региональные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов)
Тарифы на услуги для передачи электроэнергии по сетям на территории соответствующего объекта в рамках предельных уровней тарифов
Плата за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям

Установление тарифов на услуги по передаче электроэнергии осуществляется в следующей последовательности:

Уровни принятия решений по установлению тарифов на услуги по передаче электроэнергии
Направление в РЭК предложений в структуру прогнозного баланса и тарифной заявки Направление РЭК в ФАС России обоснованных предложений по установлению предельных уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии Утверждение ФАС России предельных max и min уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии Утверждение РЭК тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории области (единых «котловых» и индивидуальных)

В 2015 году тарифы на услуги по передаче электроэнергии в филиалах Компании устанавливались с применением двух методов — RAB-регулирования и метода долгосрочной индексации НВВ. Выбор метода регулирования в отношении каждого филиала Компании производится регулирующим органом с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

Характеристика применяемых методов тарифообразования
Характеристика RAB-регулирование Долгосрочная индексация НВВ
Филиалы, применяющие метод
  • Белгородэнерго
  • Воронежэнерго
  • Костромаэнерго
  • Курскэнерго
  • Орелэнерго
  • Смоленскэнерго
  • Тамбовэнерго
  • Ярэнерго
  • Брянскэнерго
  • Липецкэнерго
  • Тверьэнерго
Документы, в соответствии с которыми устанавливается необходимая валовая выручка (НВВ) Методические указания, утвержденные приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э Методические указания, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э
Показатели, включаемые в состав НВВ
  • Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности (подконтрольные и неподконтрольные)
  • Средства на возврат акционерного и заемного капитала
  • Доход на инвестированный капитал
  • Сглаживание
  • Корректировка НВВ
  • Подконтрольные расходы (OPEX), в том числе дивиденды, расходы по коллективным договорам и другие расходы из прибыли
  • Неподконтрольные расходы, которые включают в себя амортизацию, расходы на возврат и обслуживание заемных средств, капитальные вложения из прибыли
  • Корректировка НВВ
Долгосрочные параметры регулирования для расчета НВВ
  • Базовый уровень операционных расходов.
  • Индекс эффективности операционных расходов
  • Размер инвестированного капитала
  • Чистый оборотный капитал
  • Норма доходности инвестированного капитала
  • Срок возврата инвестированного капитала
  • Коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов
  • Норматив технологического расхода (потерь), утверждаемый Министерством энергетики Российской Федерации
  • Уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг)
  • Базовый уровень подконтрольных расходов
  • Индекс эффективности подконтрольных расходов
  • Коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов
  • Величина технологического расхода (потерь) электрической энергии
  • Уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг)

RAB-регулирование обеспечивает возврат вложенных в активы Компании средств за установленный период и получение нормированного дохода. Норма доходности на «новый капитал» утверждена ФСТ, норма доходности на «старый капитал» — РЭК.

События 2015 года в области тарифной политики

  • С 21 июля 2015 года Указом Президента Российской Федерации упразднена ФСТ России и полномочия переданы ФАС России.
  • РЭК приняли решения о пересмотре тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 1 июля 2015 года во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 № 458 «Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью».

Динамика тарифа

Средний тариф на услуги по передаче электро­энергии
Показатель Ед. изм. 2011 2012 2013 2014 2015 С учетом пересмотра тарифов с 1 июля 2015 года (в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 № 458 «Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью»).
Средний тариф на услуги по передаче электро­энергии коп/кВт · ч 126,55 Данные за 2011 год приведены по последним утвержденным тарифам (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 № 1172 «Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»). Среднегодовой тариф с учетом всех пересмотров тарифа в течение 2011 года — 129,67коп/кВт · ч. 128,37 141,52 146,57 148,36
Прирост % 13,8 1,4 10,2 3,6 1,2

Динамика средневзвешенных «котловых» тарифов на услуги по передаче электроэнергии в 2011–2015 годах в разрезе филиалов приведена в Приложении к настоящему годовому отчету.

Сведения о тарифах на услуги по передаче электроэнергии также опубликованы на сайте Общества.

Необходимая валовая выручка (НВВ)

Динамика НВВ в 2011–2015 годах, млрд руб.

В 2015 году по итогам тарифного регулирования «котловая» НВВ МРСК Центра (с учетом пересмотра с 1 июля 2015 года) утверждена примерно на уровне 2014 года — НВВ составила 80 702,6 млн руб., увеличение относительно 2014 года — на 0,3 %. При этом собственная НВВ увеличилась на 800,1 млн руб., или 2,1 %.

Наибольший прирост собственной НВВ сложился в двух филиалах: Белгородэнерго — прирост на 819 млн руб. (11,7 %), Тамбовэнерго — прирост на 272,6 млн руб. (13,1 %).

Снижение собственной НВВ произошло в филиалах Брянскэнерго — на 4,8 %, Воронежэнерго — на 2,3 %, Липецкэнерго — на 2,3 %, Орелэнерго — на 2,0 %, Ярэнерго — на 7,3 %.

В структуре «котловой» НВВ наибольшую долю занимает НВВ на содержание филиалов Компании — 48,9 %, затраты на услуги ПАО «ФСК ЕЭС» составляют 21,7 %. По сравнению с 2014 годом структура НВВ существенно не изменилась.

Динамика НВВ в 2011–2015 годах в разрезе филиалов, а также оценка доли Компании в НВВ регионов приведены в Приложении к настоящему годовому отчету.

Пояснения по динамике среднего тарифа и НВВ

В условиях спада электропотребления, обусловленного ухудшением экономической ситуации в России, обеспечено сохранение долгосрочных параметров регулирования и НВВ на содержание Компании в целом. Прирост тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2015 году осуществлен в рамках ограничения роста тарифов, согласно сценарным условиям Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — МЭР) на уровне 7,5 % и на уровне утвержденного прироста предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 1 июля 2015 года.

Структура НВВ в 2015 году

По двум регионам — Белгородской и Курской областям, где наиболее высока доля потребления электроэнергии через арендованные объекты ЕНЭС, обеспечен дополнительный прирост тарифов на 2 % сверх прогноза МЭР для компенсации «выпадающих» доходов Компании.

По филиалу Воронежэнерго превышение тарифов согласовано ФСТ России (приказ от 29.12.­2014 № 2421-­э) сверх прогноза МЭР и утвержденных предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии и составило около 4 % — дополнительный прирост одноставочного «котлового» тарифа.

В Брянской области с 1 июня 2014 года функции гарантирующего поставщика электрической энергии осуществляет ООО «ТЭК-Энерго». С 1 сентября 2014 года действует «смешанная котловая схема» взаиморасчетов сетевых компаний. Установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Брянскоблэлектро» и филиалом Брянск- энерго. В связи с этим начиная с 2015 года при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Брянской области учтена «смешанная котловая схема» взаиморасчетов. По этой причине сравнение показателей 2015 и 2014 годов по приросту среднего одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии в данном филиале некорректно.

Ставки платы за присоединение к электрическим сетям устанавливаются регулирующими органами одним из следующих способов:

Установление тарифных ставок на услуги по технологическому присоединению:
по выбору заявителя
Стандартизированные тарифные ставки (руб/км, руб/кВт) Ставки платы за единицу максимальной мощности (руб/кВт) Плата для потребителей и объектов по производству электроэнергии max мощностью не менее 8 900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВт по индивидуальному проекту

С 2013 года определение размера платы и ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1.

В соответствии с данными указаниями ставки за единицу максимальной мощности утверждаются в ценах периода регулирования, а стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов сетевой компании на строительство — в ценах 2001 года.

Льготное технологическое присоединение

Для заявителей — физически лиц с мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, а также садоводческих, огороднических, дачных и иных некоммерческих объединений (гаражно-строительных, гаражных кооперативов), религиозных организаций существуют льготные условия технологического присоединения — не более 550 руб. за  присоединение При условии присоединения по третьей категории надежности и нахождения энергопринимающих устройств таких заявителей на расстоянии не более 300 м в городах и не более 500 м в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций. .

Льготные условия технологического присоединения определены в пункте 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

В 2015 году с льготными категориями потребителей заключено более 90 % договоров технологического присоединения. Остальные категории заявителей использовали в отчетном году следующие варианты расчета платы:

Выбор платы за технологическое присоединение в 2015 году,  %

С 1 октября 2015 года размер инвестиционной составляющей, включаемой в состав платы за технологичес- кое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт, не может превышать 50 % величины указанных расходов.

Расходы на присоединение льготной категории потребителей, не включаемые в плату за технологическое присоединение (иначе — «выпадающие» доходы), возмещаются за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

В 2015 году «выпадающие» доходы МРСК Центра, включенные в состав тарифов на услуги по передаче электроэнергии, составили 551 млн руб.

Распределение «выпадающих» доходов по филиалам
Филиал Размер «выпадающих» доходов, тыс. руб. Нормативные акты регулирующих органов
Брянскэнерго 24 577,44 Приказ Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2014 № 54/27-пэ
Воронежэнерго 48 919,20 Приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 26.12.2014 № 59/16
Костромаэнерго 13 539,26 Экспертное заключение Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области по долгосрочным параметрам регулирования ОАО «МРСК Центра» на территории Костромской области на 2015 год от 24.12.2014
Курскэнерго 101 992,80 Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 09.12.2014 № 112
Липецкэнерго 298 489,81 Постановление Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 12.12.2014 № 53/2
Орелэнерго 3 667,21 Приказ Управления по тарифам Орловской области от 29.12.2014 № 2425-т
Смоленскэнерго 16 939 Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 25.12.2014 № 470
Тамбовэнерго 19 956,55 Приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 23.12.2014 № 222-э,выписка из протокола заседания правления Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 26.12.2014 № 76
Ярэнерго 42 835,05 Приказ Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2014 № 317-э/тп

Критерии дифференцирования ставок

Тарифная ставка на технологическое присоединение для каждого конкретного заявителя складывается из нескольких компонентов, которые устанавливаются с учетом покрытия расходов сетевой организации:

  • на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, в том числе на подготовку и выдачу технических условий заявителю, на проверку выполнения заявителем технических условий, на участие в осмотре присоединяемых устройств заявителя, осуществление фактического присоединения объектов заявителя;
  • на строительство воздушных линий электропередачи;
  • на строительство кабельных линий электропередачи;
  • на строительство подстанций.

Помимо дифференцирования по мероприятиям и технологического присоединения, во всех филиалах регулятором принята градация ставок:

  • по категориям заявителей,
  • по уровням напряжения,
  • по объемам присоединяемой мощности,

и дополнительно:

  • по типу кабеля — в Брянскэнерго,
  • по типу кабеля, типу применяемого оборудования — в Костромаэнерго, Тверьэнерго, Ярэнерго.

Таким образом, итоговая ставка платы для заявителя формируется в зависимости от объема мероприятий, необходимых для выполнения присоединения согласно техническим условиям данного заявителя.

Ставка за единицу максимальной мощности

В 2015 году средняя ставка платы за единицу мощности снизилась на 9 % относительно 2014 года — до 5 168,7 руб/кВт. Такая динамика вызвана опережающим ростом объема присоединяемой мощности по сравнению с ростом НВВ, принятых при расчете ставок платы.

Динамика среднего размера ставок за единицу мощности в 2012–2015 годах, руб/кВт Расчет средних ставок за единицу максимальной мощности был произведен на основе утвержденной НВВ и объема максимальной мощности.
Динамика НВВ

Динамика средней ставки за единицу мощности в 2012–2015 годах в разрезе филиалов приведена в Приложении к настоящему годовому отчету.

Средние стандартизированные тарифные ставки в разрезе филиалов приведены в Приложении к настоящему годовому отчету.

Стандартизированные тарифные ставки

Средние стандартизированные тарифные ставки в 2015 году Средние стандартизированные тарифные ставки рассчитаны исходя из утвержденных размеров НВВ на 2015 год, объемов максимальной мощности и прочих физических показателей.
Показатель Диапазон ставок по филиалам На ТП по организационным мероприятиям, руб/кВт На строительство воздушных линий электропередачи, руб/км На строительство кабельных линий электропередачи, руб/км На строительство подстанций, руб/км
Ставка на покрытие расходов сетевой организации Min 87,23 158 523,40 199 100,00 297,61
Max 585,53 444 149,96 800 377,69 7 727,90

Плата по индивидуальному проекту

Плата за технологическое присоединение потребителей по индивидуальному проекту (объекты по производству электрической энергии максимальной мощностью не менее 8 900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ) устанавливается регулятором отдельно для каждого конкретного заявителя.

Сведения о тарифах на услуги по технологическому присоединению также опубликованы на сайте Общества.