Тарифная политика
Основные виды деятельности МРСК Центра регулируются государством путем установления соответствующих тарифов (платы) органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Установление тарифов на услуги по передаче электроэнергии осуществляется в следующей последовательности:
ФАС России (Федеральная антимонопольная служба) |
---|
![]() |
Предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги для передачи электроэнергии для ТСО |
Тарифы на услуги по передаче электроэнергии для ЕНЭС (услуги ПАО «ФСК ЕЭС») |
РЭКи (Региональные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) |
---|
![]() |
Тарифы на услуги для передачи электроэнергии по сетям на территории соответствующего объекта в рамках предельных уровней тарифов |
Плата за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям |
Установление тарифов на услуги по передаче электроэнергии осуществляется в следующей последовательности:
Направление в РЭК предложений в структуру прогнозного баланса и тарифной заявки | ![]() |
Направление РЭК в ФАС России обоснованных предложений по установлению предельных уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии | ![]() |
Утверждение ФАС России предельных max и min уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии | ![]() |
Утверждение РЭК тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории области (единых «котловых» и индивидуальных) |
В 2015 году тарифы на услуги по передаче электроэнергии в филиалах Компании устанавливались с применением двух методов — RAB-регулирования и метода долгосрочной индексации НВВ. Выбор метода регулирования в отношении каждого филиала Компании производится регулирующим органом с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.
Характеристика | RAB-регулирование | Долгосрочная индексация НВВ |
---|---|---|
Филиалы, применяющие метод |
|
|
Документы, в соответствии с которыми устанавливается необходимая валовая выручка (НВВ) | Методические указания, утвержденные приказом ФСТ России от 30.03.2012 № |
Методические указания, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 № |
Показатели, включаемые в состав НВВ |
|
|
Долгосрочные параметры регулирования для расчета НВВ |
|
|
RAB-регулирование обеспечивает возврат вложенных в активы Компании средств за установленный период и получение нормированного дохода. Норма доходности на «новый капитал» утверждена ФСТ, норма доходности на «старый капитал» — РЭК.
События 2015 года в области тарифной политики
- С 21 июля 2015 года Указом Президента Российской Федерации упразднена ФСТ России и полномочия переданы ФАС России.
- РЭК приняли решения о пересмотре тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 1 июля 2015 года во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 № 458 «Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью».
Динамика тарифа
Показатель | Ед. изм. | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 С учетом пересмотра тарифов с 1 июля 2015 года (в соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 № 458 «Об утверждении изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью»). |
---|---|---|---|---|---|---|
Средний тариф на услуги по передаче электроэнергии | коп/кВт · ч | 126,55 Данные за 2011 год приведены по последним утвержденным тарифам (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2011 № 1172 «Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»). Среднегодовой тариф с учетом всех пересмотров тарифа в течение 2011 года — 129,67коп/кВт · ч. | 128,37 | 141,52 | 146,57 | 148,36 |
Прирост | % | 13,8 | 1,4 | 10,2 | 3,6 | 1,2 |
Динамика средневзвешенных «котловых» тарифов на услуги по передаче электроэнергии в
Сведения о тарифах на услуги по передаче электроэнергии также опубликованы на сайте Общества.
Необходимая валовая выручка (НВВ)
В 2015 году по итогам тарифного регулирования «котловая» НВВ МРСК Центра (с учетом пересмотра с 1 июля 2015 года) утверждена примерно на уровне 2014 года — НВВ составила 80 702,6 млн руб., увеличение относительно 2014 года — на 0,3 %. При этом собственная НВВ увеличилась на 800,1 млн руб., или 2,1 %.
Наибольший прирост собственной НВВ сложился в двух филиалах: Белгородэнерго — прирост на 819 млн руб. (11,7 %), Тамбовэнерго — прирост на 272,6 млн руб. (13,1 %).
Снижение собственной НВВ произошло в филиалах Брянскэнерго — на 4,8 %, Воронежэнерго — на 2,3 %, Липецкэнерго — на 2,3 %, Орелэнерго — на 2,0 %, Ярэнерго — на 7,3 %.
В структуре «котловой» НВВ наибольшую долю занимает НВВ на содержание филиалов Компании — 48,9 %, затраты на услуги ПАО «ФСК ЕЭС» составляют 21,7 %. По сравнению с 2014 годом структура НВВ существенно не изменилась.
Динамика НВВ в
Пояснения по динамике среднего тарифа и НВВ
В условиях спада электропотребления, обусловленного ухудшением экономической ситуации в России, обеспечено сохранение долгосрочных параметров регулирования и НВВ на содержание Компании в целом. Прирост тарифов на услуги по передаче электрической энергии в 2015 году осуществлен в рамках ограничения роста тарифов, согласно сценарным условиям Министерства экономического развития Российской Федерации (далее — МЭР) на уровне 7,5 % и на уровне утвержденного прироста предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии с 1 июля 2015 года.
По двум регионам — Белгородской и Курской областям, где наиболее высока доля потребления электроэнергии через арендованные объекты ЕНЭС, обеспечен дополнительный прирост тарифов на 2 % сверх прогноза МЭР для компенсации «выпадающих» доходов Компании.
По филиалу Воронежэнерго превышение тарифов согласовано ФСТ России (приказ от 29.12.2014 № 2421-э) сверх прогноза МЭР и утвержденных предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии и составило около 4 % — дополнительный прирост одноставочного «котлового» тарифа.
В Брянской области с 1 июня 2014 года функции гарантирующего поставщика электрической энергии осуществляет ООО «ТЭК-Энерго». С 1 сентября 2014 года действует «смешанная котловая схема» взаиморасчетов сетевых компаний. Установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Брянскоблэлектро» и филиалом Брянск- энерго. В связи с этим начиная с 2015 года при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Брянской области учтена «смешанная котловая схема» взаиморасчетов. По этой причине сравнение показателей 2015 и 2014 годов по приросту среднего одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии в данном филиале некорректно.
Ставки платы за присоединение к электрическим сетям устанавливаются регулирующими органами одним из следующих способов:
Установление тарифных ставок на услуги по технологическому присоединению: | ||
---|---|---|
по выбору заявителя | ![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
Стандартизированные тарифные ставки (руб/км, руб/кВт) | Ставки платы за единицу максимальной мощности (руб/кВт) | Плата для потребителей и объектов по производству электроэнергии max мощностью не менее 8 900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВт по индивидуальному проекту |
С 2013 года определение размера платы и ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 11.09.2012 № 209-э/1.
В соответствии с данными указаниями ставки за единицу максимальной мощности утверждаются в ценах периода регулирования, а стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов сетевой компании на строительство — в ценах 2001 года.
Льготное технологическое присоединение
Для заявителей — физически лиц с мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, а также садоводческих, огороднических, дачных и иных некоммерческих объединений (гаражно-строительных, гаражных кооперативов), религиозных организаций существуют льготные условия технологического присоединения — не более 550 руб. за присоединение При условии присоединения по третьей категории надежности и нахождения энергопринимающих устройств таких заявителей на расстоянии не более 300 м в городах и не более 500 м в сельской местности до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций. .
Льготные условия технологического присоединения определены в пункте 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.
В 2015 году с льготными категориями потребителей заключено более 90 % договоров технологического присоединения. Остальные категории заявителей использовали в отчетном году следующие варианты расчета платы:
С 1 октября 2015 года размер инвестиционной составляющей, включаемой в состав платы за технологичес- кое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт, не может превышать 50 % величины указанных расходов.
Расходы на присоединение льготной категории потребителей, не включаемые в плату за технологическое присоединение (иначе — «выпадающие» доходы), возмещаются за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В 2015 году «выпадающие» доходы МРСК Центра, включенные в состав тарифов на услуги по передаче электроэнергии, составили 551 млн руб.
Филиал | Размер «выпадающих» доходов, тыс. руб. | Нормативные акты регулирующих органов |
---|---|---|
Брянскэнерго | 24 577,44 | Приказ Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 18.12.2014 № 54/27-пэ |
Воронежэнерго | 48 919,20 | Приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 26.12.2014 № 59/16 |
Костромаэнерго | 13 539,26 | Экспертное заключение Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области по долгосрочным параметрам регулирования ОАО «МРСК Центра» на территории Костромской области на 2015 год от 24.12.2014 |
Курскэнерго | 101 992,80 | Постановление Комитета по тарифам и ценам Курской области от 09.12.2014 № 112 |
Липецкэнерго | 298 489,81 | Постановление Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 12.12.2014 № 53/2 |
Орелэнерго | 3 667,21 | Приказ Управления по тарифам Орловской области от 29.12.2014 № |
Смоленскэнерго | 16 939 | Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 25.12.2014 № 470 |
Тамбовэнерго | 19 956,55 | Приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 23.12.2014 № |
Ярэнерго | 42 835,05 | Приказ Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2014 № 317-э/тп |
Критерии дифференцирования ставок
Тарифная ставка на технологическое присоединение для каждого конкретного заявителя складывается из нескольких компонентов, которые устанавливаются с учетом покрытия расходов сетевой организации:
- на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, в том числе на подготовку и выдачу технических условий заявителю, на проверку выполнения заявителем технических условий, на участие в осмотре присоединяемых устройств заявителя, осуществление фактического присоединения объектов заявителя;
- на строительство воздушных линий электропередачи;
- на строительство кабельных линий электропередачи;
- на строительство подстанций.
Помимо дифференцирования по мероприятиям и технологического присоединения, во всех филиалах регулятором принята градация ставок:
- по категориям заявителей,
- по уровням напряжения,
- по объемам присоединяемой мощности,
и дополнительно:
- по типу кабеля — в Брянскэнерго,
- по типу кабеля, типу применяемого оборудования — в Костромаэнерго, Тверьэнерго, Ярэнерго.
Таким образом, итоговая ставка платы для заявителя формируется в зависимости от объема мероприятий, необходимых для выполнения присоединения согласно техническим условиям данного заявителя.
Ставка за единицу максимальной мощности
В 2015 году средняя ставка платы за единицу мощности снизилась на 9 % относительно 2014 года — до 5 168,7 руб/кВт. Такая динамика вызвана опережающим ростом объема присоединяемой мощности по сравнению с ростом НВВ, принятых при расчете ставок платы.

Динамика средней ставки за единицу мощности в
Средние стандартизированные тарифные ставки в разрезе филиалов приведены в Приложении к настоящему годовому отчету.
Стандартизированные тарифные ставки
Показатель | Диапазон ставок по филиалам | На ТП по организационным мероприятиям, руб/кВт | На строительство воздушных линий электропередачи, руб/км | На строительство кабельных линий электропередачи, руб/км | На строительство подстанций, руб/км |
---|---|---|---|---|---|
Ставка на покрытие расходов сетевой организации | Min | 87,23 | 158 523,40 | 199 100,00 | 297,61 |
Max | 585,53 | 444 149,96 | 800 377,69 | 7 727,90 |
Плата по индивидуальному проекту
Плата за технологическое присоединение потребителей по индивидуальному проекту (объекты по производству электрической энергии максимальной мощностью не менее 8 900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ) устанавливается регулятором отдельно для каждого конкретного заявителя.
Сведения о тарифах на услуги по технологическому присоединению также опубликованы на сайте Общества.