Развитие по стратегическим приоритетам
Миссия
Обеспечение надежного и качественного снабжения электрической энергией растущих потребностей экономики и социального сектора по экономически обоснованной для потребителей плате за предоставляемые услуги.
Миссия МРСК Центра отражает основные ожидания ключевых заинтересованных сторон Компании.
Стейкхолдеры | Ожидания | |
---|---|---|
Инвестиционное сообщество | ![]() |
Компания — инструмент вложения инвестиций, который направлен на обеспечение их возвратности, надежности, доходности и ликвидности. |
Потребители | ![]() |
Компания, нацеленная на качественное оказание услуг, качественное и надежное электроснабжение, своевременное и прозрачное технологическое присоединение к электрическим сетям. |
Регионы и органы местного самоуправления | ![]() |
Компания, обеспечивающая потребности экономики в передающих мощностях, а также надежный партнер органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в планировании и реализации региональных программ территориального развития, добросовестный налогоплательщик и работодатель. |
Работники | ![]() |
Эффективно организованная Компания, имеющая прозрачную и понятную систему корпоративного управления, и добросовестный работодатель, предоставляющий возможности для максимального раскрытия потенциала своих работников. |
Стратегические цели
Основные направления стратегического развития МРСК Центра определены стратегическими ориентирами развития энергетического сектора страны, утвержденными Правительством Российской Федерации:
- «Энергостратегией-2030» от 13.11.2009 №
1715-р; - Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации на период до 2030 года от 03.04.2013 №
511-р.
Энергостратегия-2030 Принята в 2009 г. | |||
---|---|---|---|
![]() |
|||
Стратегия электросетевого комплекса РФ Принята в 2013 г. | |||
![]() |
|||
Стратегические цели МРСК Центра | |||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Повышение надежности и качества энергоснабжения до уровня, соответствующего запросу потребителей
|
Повышение безопасности энергоснабжения
|
Повышение эффективности электросетевого комплекса
|
Снижение количества территориальных сетевых организаций
|
Результаты деятельности Компании в 2015 году по стратегическим приоритетам
Повышение эффективности электросетевого комплекса
«Повышение эффективности инвестиций»:
- Объем капитальных вложений составил 12 973 млн руб. и был направлен:
- на техническое перевооружение и реконструкцию (45 %);
- на новое строительство (54 %).
- Достигнуто плановое повышение инвестиционной эффективности в размере 15 %, или 2 703 млн руб.
- Уровень фактической загрузки производственных мощностей составил 36 %, увеличение загрузки — 16,3 % от плана.
- Реализованы следующие мероприятия по снижению удельных инвестиционных расходов:
- при планировании Инвестиционной программы и отчетности о ее исполнении обеспечивается четкое разделение вводов по ЛЭП и ПС;
- в части формирования стоимости инвестиционных проектов разработана и применяется контрольная процедура согласования стоимости инвестиционных проектов перед проведением торгово-закупочных процедур.
- Значительно повысилась экономическая эффективность по итогам проведения закупок — экономический эффект за отчетный год составил 6,1 %, что в денежном выражении соответствует 1 793,1 млн руб. без НДС.
- Большинство закупок проводится открытым способом — доля открытых закупочных процедур в структуре закупок составила 96,1 % от общего количества завершенных закупочных процедур. Доля закупок у единственного источника незначительна — 0,9 %.
- Половина (50 %) всех закупок осуществлена у субъектов малого и среднего предпринимательства.
«Энергосбережение и сокращение потерь»:
- Уровень потерь составил 9,35 % к отпуску в сеть (в 2014 году — 9,49 % в сопоставимых условиях). План по снижению потерь электрической энергии (в натуральных единицах) выполнен на 110 %.
- Технологический эффект от реализации мероприятий по снижению потерь электроэнергии составил 164 млн кВт · ч, экономический эффект — 456 млн руб.
- Модернизирована 5 061 точка учета, затраты составили 75,001 млн руб. Организован удаленный сбор данных с 4 892 точек учета при плане 7 299 точек учета.
- По бездоговорному энергопотреблению составлено и оплачено 2 570 актов объемом 20,71 млн кВт · ч. Оплата в пользу Компании составила 58,32 млн руб. без НДС.
- По безучетному энергопотреблению составлено 9 107 актов объемом 79,78 млн кВт · ч. В объем оказанных услуг включен 9 001 акт на 63,90 млн кВт · ч на сумму 123,57 млн руб.
«Повышение эффективности операционных затрат»:
- Снижение управляемых операционных расходов по отношению к 2012 году составило 3 444 млн руб., или 20,8 %.
- Снижение удельных операционных расходов относительно уровня 2014 года составило 1 719 млн руб., или 8,5 %.
Повышение безопасности энергоснабжения
- Уровень производственного травматизма снизился в 2,5 раза по сравнению с 2014 годом и в 3,5 раза по отношению к уровню 2013 года. Компания направила на мероприятия по охране труда 468,7 млн руб.
- Уровень травматизма третьих лиц снизился в 2,7 раза относительно 2014 года. Затраты на реализацию Программы по снижению рисков травматизма сторонних лиц на объектах МРСК Центра составили 549,8 млн руб.
Повышение надежности и качества энергоснабжения
- Количество технологических нарушений сократилось на 19,5 % по сравнению с 2014 годом. Удельная аварийность снизилась на 21,8 %. Количество устойчивых отключений трансформаторов
35–110 кВ снизилось почти в 2 раза. - Успешно функционирует автоматизированная Система управления производственными активами.
- Достигнуты плановые показатели Программы ремонтов, в том числе проведен ремонт 18,5 тыс. км линий электропередачи, 189 подстанций и 4,8 тыс. трансформаторных подстанций.
- Продолжилась замена оборудования, находящегося в непригодном и неудовлетворительном техническом состоянии, морально устаревшего оборудования: 45 % инвестиций направлено на техническое перевооружение и реконструкцию.
- Компания достигла плановых показателей надежности и качества оказываемых услуг по результатам оценки, проведенной в 2015 году.
- В филиалах Воронежэнерго и Курскэнерго реализован пилотный проект по развитию дополнительной услуги «Сопровождение ТП».
- Внедрен функционал предварительной записи потребителей на прием в офис обслуживания потребителей.
- Компания была полностью готова и укомплектована ресурсами для проведения аварийно-восстановительных работ, что способствовало предотвращению массовых отключений электроэнергии в результате технологических нарушений:
- сформирована 1 441 аварийно-восстановительная бригада;
- создан аварийный резерв основного технологического оборудования общей стоимостью 691 млн руб., резервные источники снабжения электроэнергией;
- заключены соглашения с 36 подрядными организациями о взаимодействии при проведении аварийно-восстановительных работ.
- Организовано sms-информирование о ходе исполнения заявлений на технологическое присоединение, информирование населения о плановых и аварийно-восстановительных работах, связанных с отключением электроэнергии, о необходимости замены прибора учета.
Снижение количества территориальных сетевых организаций (ТСО)
- Проведены подготовительные мероприятия по «подхвату» электросетевых активов отдельных ТСО, не соответствующих критериям ТСО.
- Приобретены в собственность несколько важных электросетевых объектов в регионах деятельности Компании общим объемом 2,1 тыс. у. е.
- Объем консолидации электросетевых активов составил 25 068 тыс. у. е.
Консолидация электросетевых активов
Приоритеты и роль консолидации в регионах присутствия
Один из стратегических приоритетов МРСК Центра — сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций (далее — ТСО) и повышение контроля над ними.
Интеграция электросетевых активов поддерживается Министерством энергетики Российской Федерации и имеет большое значение для создания единого электросетевого пространства и единого центра ответственности за качественное и надежное электроснабжение потребителей.
МРСК Центра располагает обширной материальной базой, имеет большой опыт аварийно-восстановительных работ и возможность перегруппировки сил и средств внутри регионов присутствия. Другим положительным моментом интеграции региональной энергосистемы является упрощение работ по синхронизации планов развития электросетей с планами развития территорий. Это позволяет разрабатывать долгосрочные инвестиционные программы, ориентируясь на потребности инвесторов, застройщиков, бизнеса, населения. Все эти мероприятия прямо способствуют повышению эффективности функционирования энергосистемы. От темпов дальнейшей консолидации напрямую зависит развитие региональной энергетики, а вместе с ней экономики, промышленности и социальной сферы.
Стратегией предусмотрено сокращение числа ТСО в 2 этапа:
- На 50 % к 2017 году относительно уровня 2012 года.
- На 50 % к 2030 году относительно уровня 2017 года.
Основные направления деятельности по консолидации
Взаимодействие с муниципальными и региональными органами исполнительной власти
Компания осуществляет тесное взаимодействие с органами местного самоуправления и субъектами РФ в регионах деятельности. Участвует в совместных рабочих группах, проводит активную работу по консолидации муниципальных и региональных электросетевых активов.
Работа с бесконтрольно функционирующими объектами электроэнергетики
Бесконтрольно функционирующие сети снижают надежность сетей всего региона. В связи с этим организована работа по выявлению бесконтрольно функционирующих движимых объектов электроэнергетики и взаимодействию с органами власти по обеспечению их нормального функционирования.
Консолидация ТСО
Одним из направлений по увеличению доли на рынке передачи и распределения электроэнергии в регионах присутствия Компании является консолидация электросетевых активов, находящихся под контролем независимых ТСО.
Мероприятия предусмотрены Программой консолидации электросетевых активов, утвержденной Советом директоров Компании. Программа определяет ключевые параметры консолидации (объем электросетевого хозяйства в у. е., мощность и протяженность консолидированных объектов), объем финансирования и сроки реализации.
Мероприятия по «подхвату» электросетевых активов ТСО, не соответствующих критериям ТСО
Отнесение владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО осуществляется в соответствии с критериями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184. Соответствие данным критериям является обязательным условием для всех сетевых организаций при включении их расходов в региональный «котловой» тариф.
В 2015 году количество ТСО в регионах деятельности МРСК Центра сократилось на 8,6 % — с 336 до 307. Тариф на 2016 год установлен в отношении 165 ТСО (без учета филиалов Компании).
После утверждения критериев подготовлены перечни ТСО, потенциально не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО. Определены объекты, в консолидации которых есть заинтересованность МРСК Центра, в такие ТСО направлены предложения о консолидации электросетевых активов.
В отношении отдельных ТСО проведены переговоры о возможных условиях консолидации электросетевых активов, анализ технической и экономической целесообразности консолидации. Заключены договоры аренды электросетевого имущества на территории филиалов Смоленскэнерго, Курскэнерго и Орелэнерго. Объем консолидированного имущества: мощность трансформаторов — 4 МВА, протяженность сетей — 39 км, объем электросетевого хозяйства — 184 у. е.
Преимущества консолидации
Проведение единой технической политики в регионах присутствия. Разработка единой схемы перспективного развития электрических сетей
Внедрение принципов единых стандартов в эксплуатации оборудования, определяющих совокупность управленческих, технических и организационных мероприятий на ближайшую и долгосрочную перспективу на основании апробированных технологических решений ведущих производителей оборудования, применение которых существенно снизит затраты на их содержание и повысит надежность электроснабжения потребителей.
Повышение пропускной способности сетей
- Оптимизация схем электроснабжения потребителей с учетом их категорийности и взаимного резервирования потребителей от различных центров питания.
- Внедрение единых принципов в определении технической возможности подключения потребителей.
Повышение надежности электроснабжения потребителей всех категорий
- Определение «узких» мест на основании технического аудита, разработка комплексных синхронизированных программ повышения надежности электроснабжения потребителей.
- Образование единого центра ответственности за надежное функционирование электросетевого комплекса.
- Исключение смежных сетевых организаций.
- Создание единой диспетчерской службы, позволяющей повысить оперативность при ликвидации аварийных ситуаций.
- Решение проблемы бесконтрольно функционирующих сетей.
- Обеспечение прозрачной и понятной органам власти и потребителям работы электросетевого комплекса.
Прозрачность деятельности ТСО по утверждению тарифов на услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению
Оптимизация затрат и исключение из НВВ ТСО необоснованных или завышенных расходов будет способствовать снижению уровня прироста тарифа для конечного потребителя. Упрощение процедуры регулирования.
Снижение затрат на компенсацию потерь в электрических сетях
- Оснащение конечных потребителей приборами учета, в том числе АСКУЭ бытового сектора.
- Внедрение мероприятий по энергосбережению.
- Автоматизация и телемеханизация электрических сетей, применение средств дистанционного определения мест повреждения сетей, поиска и ликвидации аварий.
Оптимизация затрат на содержание электрических сетей
- Применение программы управления издержками.
- Реализация проработанных проектов по снижению административных и производственных затрат.
- Оптимизация организационной структуры и диспетчеризация управления.
Концентрация материальных и финансовых ресурсов
- Снижение уровня долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности.
- Оптимизация структуры баланса.
- Совершенствование и автоматизация процессов бюджетного управления.
- Организация нормирования затрат на основе бенчмаркинга.
- Развитие эффективной аутсорсинговой политики.
- Реализация Программы повышения эффективности использования активов.
- Единые закупочные процедуры.
Программа консолидации электросетевых активов
Планирование деятельности по консолидации электросетевых активов и определение ее целевых параметров осуществляется в соответствии с Программой консолидации электросетевых активов МРСК Центра на
Наиболее крупные объекты, приобретенные в собственность в 2015 году:
Электросетевой комплекс на территории г. Рыльска Курской области.
До приобретения комплекс находился в аренде филиала Курскэнерго. Собственником имущества было муниципальное образование г. Рыльск Курской области.
В состав комплекса входят: 29 ЗТП-10/0,4 кВ, 20 КТП-10/0,4 кВ, 1 РП-10 кВ, ВЛ — 10/0,4 кВ и КЛ — 10/0,4 кВ общей протяженностью 119,1 км. Общий объем электросетевого хозяйства — 568,9 у. е.
Внутренняя норма доходности — 18,5 %.
Электросетевые активы в Угличском муниципальном районе Ярославской области.
До приобретения объекты находились у Компании в долгосрочной аренде. Собственником имущества было муниципальное образование Угличский муниципальный район Ярославской области.
В состав приобретенных активов входят 250 км электрических сетей и 67 трансформаторных подстанций суммарной мощностью 32,4 МВА, обеспечивающих энергоснабжение г. Углича. Объем электросетевого хозяйства — 1 527 у. е. Внутренняя норма доходности — 15,5 %.
Таким образом, доля МРСК Центра на региональном рынке передачи электроэнергии Ярославской области по итогам 2015 года составила более 80 %.
Период реализации | Мощность | Протяженность | Объем электросетевого хозяйства |
Объем финансирования |
---|---|---|---|---|
40 891 км | 322 312 у. е. | 11 948 млн руб. |
Результаты консолидации в 2015 году
Показатель | МВА | км | у. е. |
---|---|---|---|
Приобретение электросетевых объектов | 49 | 369 | 2 096 |
Аренда электросетевых объектов | 526 | 3 667 | 19 796 |
Прочее (постоянные права владения и пользования) | 64 | 940 | 3 163 |
Прочее (временные права владения и пользования) | 0 | 6 | 13 |
Итого | 638 | 4 982 | 25 068 |
Итоги консолидации в разрезе филиалов Компании приведены в Приложении к настоящему годовому отчету.